Гарантийный срок на товар

Покупая телефон, холодильник, сапоги или диван с гарантией, мы можем быть уверенными в качестве выбранной вещи, ведь этим самым производитель ручается за нее. Но каким может быть период гарантийного талона? Какие поломки могут считаться гарантийным случаем? А куда обращаться, если вещь вышла из строя, а гарантия вышла? С этими вопросами будем подробно разбираться ниже.

Гарантийный срок – это…

Закон под названием «О защите прав потребителей» (ст. 5) строго зафиксировал этот термин — «гарантийный срок»: так называется временной отрезок, когда человек, сделавший покупку, имеет законное право требовать исправления дефектов в изделии (бесплатно), выявленных после составления договора купли-продажи.

Данный термин применяется к изделиям из разряда технически сложных, а также некоторым видам инструментов, одежды, аксессуаров, обуви.
Обязанность исправить недостатки ложится на продавца (посредника между покупателем и изготовителем), а также на поставщика и производителя. Но, чтобы получить бесплатное сервисное обслуживание или замену, нужно знать процедуру подачи заявления о некачественной продукции.

Срок службы и срок годности

Сроком службы называют период, когда фирма-изготовитель берет на себя всю ответственность за нормальную функциональность изделия, а также отвечает за устранение обнаруженных поломок (существенные).
Производитель не обязан, но имеет право зафиксировать период службы изделия. Обязательно прописывают такие данные только для продукции, которая может быть опасной для здоровья людей после истечения какого-то времени.

Фиксирование гарантийного срока остаётся правом, а не обязанностью. Гарантийный период не длится дольше, чем срок службы. Также объем требований, с которыми можно обратиться во время срока службы, значительно меньше.

А вот срок годности (не путать со сроком службы) на указанных ниже группах товаров проставляется обязательно:

  • Разовые (предметы гигиены, лекарства, косметика).
  • Продовольственные.
  • Не длительного пользования.

По истечении термина годности изделие утратит свои свойства, частично или даже полностью, а значит, больше не сможет применяться по прямому назначению.

Срок годности и период гарантии не затрагивают одни и те же группы товаров.

Закон о защите прав потребителя: гарантия

Статья 5 закона о ЗПП фиксирует права и обязанности участников рыночных отношений: изготовителей, поставщиков и продавцов изделий с гарантийным периодом. А в статье 18 этого же закона можно найти чёткое описание прав потребителя, купившего продукцию с гарантией. При обнаружении брака, дефекта или недостатка покупатель может рассчитывать на:

  • Бесплатное исправление неисправности (ремонт).
  • Замену изделия на аналогичное.
  • Возврат денег.

Технически сложные изделия могут быть заменены только в период 15 календарных суток с момента покупки. После этого такие вещи подлежат лишь ремонту, но не замене.

Кроме того, вопрос обслуживания по гарантии описан и в Гражданском Кодексе.

Статья 476 ГК РФ: «Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента».

Еще раз обратите внимание, что именно продавец отвечает перед покупателем за продажу некачественной продукции в первую очередь. В каждой стране существуют нормы качества, которые производители обязаны соблюдать, а импортеры и продавцы – проверять.

В статье 469 Гражданского Кодекса РФ указаны следующие обязанности продавца:

  • Проверка наличия всех сопроводительных документов на изделие.
  • Составление акта купли-продажи.
  • При отсутствии документов проверка пригодности продукции ложится полностью на плечи продавца. Продавец должен убедиться, что продаваемое соответствует всем эталонным нормам.

Кто устанавливает гарантийный срок на товар

В первую очередь ручаться за качество своей работы должен производитель (исполнитель). Если он не установил сроки гарантии на продукцию, только тогда продавец по закону имеет право сделать это вместо изготовителя. Возможность установить два периода гарантии на один товар исключена законом о ЗПП (статья 5).

Но представитель торговли имеет право предложить покупателю дополнительные гарантии от магазина при заключении отдельного договора. Такие гарантии вступают в силу лишь после окончания заводского гарантийного периода. Также продавец вправе установить на свои дополнительные обязательства фиксированную цену.

Два вида гарантийного периода устанавливаются на изделия из группы «технически сложных». Помимо срока для покупателя, добавляется производственный период гарантии – время, в течение которого продукция может быть в продаже.

Так как период производственной гарантии значительно превышает гарантию потребительскую, возможны неприятные ситуации между покупателем и фирмой сервисного обслуживания. Если вещь слишком долго пролежала на складе, и в итоге срок производственной гарантии истек быстрее, чем гарантия для потребителя, то вся ответственность за обслуживание такой продукции лежит уже на продавце.

Когда начинается срок службы (гарантийный срок)

В стандартных ситуациях гарантийное время начинает течь со дня покупки (заключения договора купли-продажи). Но могут быть и исключения, описанные в статье 19 ЗоЗПП, где говорится, что началом периода гарантии может быть:

  • Дата производства — если установить точный день продажи не представляется возможным.
  • Дата доставки – если была покупка по образцам или заказ с доставкой, то есть от момента оплаты до получения покупки прошло какое-то время.
  • Первый день сезона для изделий сезонного назначения, купленных до начала сезона (например, гарантия на зимние сапоги начнет действовать с первым днём зимы). Но стоит знать, что из-за разных климатических условий в разных субъектах РФ даты начала сезонов будут также разными.

Гарантийные и не гарантийные случаи

Все дефекты товара, которые не были оговорены ранее и не стали следствием намеренных действий потребителя, подлежат бесплатному устранению в гарантийный период.

Если же какой-то несущественный брак указан в документах, и покупатель осведомлен об этом (например, на технике не работает лампочка или есть царапина), то такие дефекты уже не устраняются по гарантии.

Магазин не будет чинить бесплатно, если имеет место не гарантийный случай из этого списка:

  • Механические повреждения вследствие неосторожного обращения (упал, ударился, помялся).
  • Товар не по прямому назначению использовался.
  • Попадание жидкости в электронную технику.
  • Некорректная перевозка (товар плохо зафиксирован, без смягчающих материалов).

Как сдать товар по гарантии

Сломался товар на гарантии – что делать? Рассмотрим по порядку действия покупателя.

  1. Покупатель обращается в магазин и составляет письменное заявление в двух экземплярах. В заявлении описывается недостаток товара и указывается одно из требований: ремонт или замена. Один экземпляр документа с подписью руководства магазина заявитель оставляет себе.
  2. Некачественный товар передается продавцу. При этом обязательно оформляется акт принятия товара.
  3. Покупатель имеет право требовать оплатить доставку товара весом более 5 кг в магазин и обратно (после ремонта).
  4. Проверка качества. Эта процедура проводится только в присутствии потребителя. Если продавец не может осмотреть товар сразу, то такая вещь должна быть упакована с пломбами во избежание вмешательства до проведения осмотра. Все эти действия обязательно описываются в акте принятия товара.
  5. Покупатель имеет право требовать предоставить ему в пользование аналогичный товар на время ремонта бракованного. У продавца есть три дня на то, чтобы передать такой товар потребителю. Важно: временная замена не распространяется на приборы для приготовления пищи, транспорт и гражданское оружие.
  6. После ремонта нужно тщательно осмотреть товар. Справка о всех выполненных действиях обязательно выдается потребителю на руки.

Стоит учесть, что на время ремонта течение гарантийного срока останавливается. Если продавец не соглашается добровольно принять товар для гарантийного обслуживания, составляется иск в суд. Перед подачей иска обязательно проводится независимая экспертиза неисправностей и направляется письменная претензия на юридический адрес продавца в качестве попытки урегулирования конфликта. Эти документы будут выступать доказательствами в судовом процессе.

Что делать, если гарантия истекла

После истечения срока гарантии потребитель всё еще имеет законное право на ремонт товара без оплаты при соблюдении следующих условий:

  • Не истек срок службы изделия.
  • Экспертами доказано, что брак присутствовал еще до момента передачи товара покупателю.
  • Не прошло 2 года с момента заключения договора купли-продажи.

Наглядный пример. Покупатель купил диван с гарантией 1 год. Через полтора года диван сломался, и покупатель обратился в магазин с требованием бесплатной замены детали. Продавец отказался устранить поломку.

Покупатель, зная свои права, уточнил, что срок службы дивана – 10 лет. По закону, за покупателем все еще сохраняется право на бесплатное обслуживание товара. Более того, была проведена независимая экспертиза, по результатам которой выдана справка.

У продавца не оставалось другого выбора, кроме как принять товар на бесплатный ремонт. Доставку дивана на ремонт и обратно оплатил магазин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Назаренко Виктор / автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: