Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Комментируемая статья имеет название «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя». Фактически речь в этой небольшой по объему статье идет об одном сроке удовлетворения разнообразных денежных требований. Этот срок равен десяти дням. В десятидневный срок должны удовлетворяться 4 вида денежных требований, а именно:

— требование о соразмерном уменьшении покупной цены товара;

— требование о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;

— требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы;

— требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Порядок предъявления и существо перечисленных требований раскрыты в комментарии к ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

«Следует заметить, что срок удовлетворения требований потребителя устанавливается комментируемой статьей Закона только для случаев, когда такое право требования возникает вследствие продажи товара, в котором впоследствии был обнаружен недостаток, но не для случаев, когда, например, право требования возврата уплаченной за товар денежной суммы возникает на основании статьи 12 Закона. Не следует забывать, что комментируемая статья находится в главе II Закона «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» и правоотношения, возникающие в ситуациях, не связанных напрямую с продажей товаров потребителям, не регулирует» .

Действительно, гл. 2 Закона «О защите прав потребителей» специально посвящена регулированию отношений по защите прав потребителей в договоре купли-продажи. Но поскольку применительно к одному требованию, а именно к требованию о возмещении убытков, есть отсылка к праву на информацию, не исключено, что и в отношении других денежных требований, вытекающих из нарушения права на информацию, будет по аналогии применен десятидневный срок, предусмотренный ст. 22 Закона. Тем более что ст. 12 не устанавливает никаких сроков удовлетворения требований потребителя.

Течение десятидневного срока начинается со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Требование об уплате денежной суммы может быть обращено к любому из обязанных лиц: продавцу, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

При нарушении десятидневного срока нарушитель уплачивает потребителю неустойку, равную 1% от цены товара за каждый день просрочки (п. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей»).