Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Комментарий к статье 3

Каждый гражданин для удовлетворения своих жизненных потребностей невольно участвует в гражданском обороте работ и услуг. Он совершает разные покупки, заключает те или иные договоры, нередко становясь жертвой недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя), продавших ему некачественный товар, о котором не предоставлена достоверная информация или предоставлена не точно и не полностью. Все эти нарушения ухудшают качество жизни потребителя.

Основной причиной происходящего является недостаток знаний, низкая правовая грамотность граждан. Они не знают своих прав и, соответственно, не умеют их реализовывать.

Поэтому в Закон была введена статья о просвещении потребителей. Просвещение потребителей является главной формой приспособления людей к новым и быстро меняющимся условиям жизни, основанной на рыночной экономике. Для того чтобы потребитель умел противостоять негативным проявлениям рынка, его необходимо постоянно и систематически обучать. Это может быть распространение информации посредством бесед, консультаций, курсов, семинаров, конференций, СМИ, все той же рекламы, а также изданием и распространением газет, журналов и другой литературы. Неплохо было бы ввести изучение Закона «О защите прав потребителей» в программы образовательных организаций, включив соответствующие требования в федеральные государственные образовательные стандарты. Ведь образовательные программы составляются и реализуются именно на основе требований стандартов, определенных Правительством Российской Федерации.

Большую роль в формировании потребительских знаний еще с детского возраста имеет не только школа и другие учебные заведения, но и семья. Дети, еще не осознавая этого, вступают в потребительские отношения, совершая мелкие бытовые сделки, распоряжаясь предоставленными им средствами, получая выгоду, и, соответственно, могут столкнуться с обманом, несправедливостью. Чтобы опыт складывался без негатива, необходимы специальные знания в области не только своих прав, но и обязанностей.

Работы по просвещению потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав ведутся Правительством РФ и органами субъектов РФ, а также образовательными организациями разного уровня. Потребитель должен быть уверен в безопасности товаров, особенно продуктов питания, информирован о качестве, цене, весе товара, а также условиях кредита при приобретении тех или иных товаров.

Для масштабного просвещения потребителей необходимо участие различных организаций потребителей и заинтересованных групп, консультантов, потребителей с участием самих потребителей, средств массовой информации, проведение «горячих линий» с использованием средств электросвязи, издание специальной литературы, в том числе электронных изданий, дистанционная работа с потребителями и предпринимателями через сеть Интернет с обратной связью.