Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Абзац исключен 17.12.1999.

Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.

Комментарий к статье 30

Исходя из содержания абз. 1 данной статьи Закона, срок для устранения недостатков устанавливается потребителем в одностороннем порядке. В то же время в абз. 2 рассматриваемой статьи предусматривается согласование данного срока в договоре либо в ином подписываемом сторонами документе.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей на удовлетворение требования потребителя в отношении существенного недостатка Законом отводится 20 дней со дня его предъявления потребителем. В этой связи можно говорить о том, что в ст. 30 рассматриваемого Закона речь идет о недостатках, не относящихся к категории существенных.

За нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель обязан уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги).

В подп. «в» п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 обращено внимание судов на то, что размер подлежащей взысканию неустойки (пени) за нарушение предусмотренных ст. 30 Закона сроков устранения недостатков работы (услуги) должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона.

Также в данном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что размер подлежащей взысканию неустойки (пени) в случаях, в том числе указанных в ст. 30 Закона о защите прав потребителей, определяется судом исходя из цены товара (выполнения работы, оказания услуги), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем на день вынесения решения.

Кроме того, обращено внимание судов на то, что в денежных обязательствах, возникших из гражданско-правовых договоров, предусматривающих обязанность должника произвести оплату в том числе работ и услуг либо уплатить полученные на условиях возврата денежные средства, на просроченную уплатой сумму могут быть начислены проценты на основании ст. 395 ГК РФ. Неустойка за одно и то же нарушение денежного обязательства может быть взыскана одновременно с процентами, установленными данной нормой, только в том случае, если неустойка носит штрафной характер и подлежит взысканию помимо убытков, понесенных при неисполнении денежного обязательства (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Можно привести следующие примеры из судебной практики.

Судом было установлено, что между исполнителем А. и заказчиком (гражданином-потребителем) Б. был заключен договор о выполнении работ по изготовлению мебели по индивидуальному проекту. Согласно договору исполнитель был обязан по заданию заказчика изготовить и поставить, а заказчик принять и оплатить мебель, указанную в счет-заказе.

Ответчик допустил нарушение срока выполнения работ. В связи с тем что фактически работы были выполнены с опозданием, в пользу истца подлежит взысканию неустойка в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей за период просрочки.

Кроме того, был выявлен недостаток кухонного гарнитура, на который указал истец при монтаже гарнитура. Поскольку требование истца об устранении недостатка, выраженное в неоднократных заявлениях ответчику, в соответствии со ст. 30 Закона о защите прав потребителей удовлетворено не было, то требования о возложении на ответчика обязанности по безвозмездному устранению недостатка подлежат удовлетворению.

При этом с ответчика также подлежит взысканию неустойка за просрочку удовлетворения названного требования потребителя в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

Кроме того, суд решил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, оплату расходов на услуги представителя и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

См.: решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 сентября 2015 г. по делу N 2-3962/15.

В другом случае судом было вынесено решение о расторжении договора на монтаж и установку четырех оконных блоков. В судебном заседании было установлено, что ответчик (исполнитель) А. требования истца (гражданина-потребителя — заказчика) Б., изложенные в претензии, не исполнил в семидневный срок, а кроме того, оконные блоки с применением конструкций с использованием поливинилхлорида не соответствуют требованиям ГОСТа, недостатки являются существенными.

Из показаний свидетелей и объяснений истца следовало, что ответчик начал монтаж оконных блоков спустя примерно полгода с даты оплаты истцом заказа в полном объеме. Истец в претензии установил ответчику срок для устранения недостатков, однако недостатки в установленный срок не были устранены. Как показал в судебном заседании эксперт, указанные в экспертном заключении недостатки выполненных работ являются существенными, так как оконные блоки закреплены с нарушением требований ГОСТ, что грозит их обрушением в ветреную погоду.

Решением суда с ответчика были взысканы в пользу истца денежные средства, в том числе средства, оплаченные истцом за выполнение работ по договору.

См.: решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 7 июня 2012 г.