Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

  • рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
  • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
  • разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.

При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Комментарий к статье 44

Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти. Особенностью деятельности органов местного самоуправления является оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов, направленных на эффективное решение задач по защите прав населения, поэтому поддержка муниципальной составляющей системы защиты прав потребителей представляет важное направление государственной политики в области защиты прав потребителей.

Однако необходимо констатировать, что внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ изменения в ст. 44 Закона «О защите прав потребителей» повлекли существенное ограничение полномочий муниципалитетов в данной сфере деятельности и ликвидацию ранее действовавших в органах местного самоуправления подразделений, непосредственно занимающихся организацией работы по защите прав потребителей, что в целом негативно отразилось на состоянии потребительского рынка.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» защита прав потребителей не отнесена к вопросам местного значения. Именно поэтому затрудняется реализация органами местного самоуправления соответствующих прав, установленных Законом «О защите прав потребителей».

Как на негативный фактор в литературе указывается на то, что «деятельность органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей не отнесена законом к их обязанности. Названная норма устанавливает указанные выше их правомочия (рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей))» .

Органы местного самоуправления в настоящее время не обладают надзорными административными полномочиями, они не могут привлечь нарушителей к ответственности, приостановить деятельность организации, отозвать товар, подлежавший реализации. Вместе с тем, при рассмотрении жалоб потребителей в рамках полномочий, закрепленных комментируемой статьей, органы местного самоуправления вправе осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах. По результатам указанных проверок органы местного самоуправления вправе принимать решения, в том числе связанные с направлением полученных материалов в территориальные управления Роспотребнадзора, Росстандарта, прокуратуру и т.д.

В течение 2014 г. составлены 802 обращения, из них 472 обращения направлены в пределах границ субъекта (местным адресатам) и 330 обращений — в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг, о выявлении по жалобе потребителя товаров, работ, услуг ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

Подобная практика исключает возможность проведения каких-либо мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей по инициативе самого органа местного самоуправления, т.е. в плановом порядке и при отсутствии жалоб потребителей.

Порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В указанном Федеральном законе определены виды обращений граждан, а также основные формы их направления в орган местного самоуправления или должностному лицу.

С позиций слабомотивированных соответствующим бюджетным обеспечением муниципалитетов невозможно полноценно контролировать потребительский рынок на местах, в частности посредством участия в судебной защите прав потребителей, что снижает эффективность органов местного самоуправления в данной сфере, создает напряженность во взаимоотношениях с населением.

Несмотря на это, в 2014 г. органами местного самоуправления в защиту прав потребителей были поданы 3 020 исковых заявлений в суд, из которых 2 114 (70%) были удовлетворены в пользу потребителей. При этом ущерб, присужденный судами в пользу потребителей за 2014 г., составил 834 965 тыс. руб. Согласно абз. 2 п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», если с заявлением в защиту прав потребителей выступает орган местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляется этому органу.

С 30 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусмотревший возможность предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры. Вскоре после этого ст. 44 Закона «О защите прав потребителей» была дополнена абзацем, согласно которому прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

На мой взгляд, введение в российскую практику многофункциональных центров имеет серьезный недостаток: принципиальное удаление гражданина, желающего обратиться в государственный или муниципальный орган от конкретного должностного лица этого государственного или муниципального органа, которому адресовано обращение гражданина. То же касается и защиты прав потребителей. Заявление потребителя уйдет неизвестному исполнителю, и непонятно, от кого и когда ожидать ответа, если он вообще последует. Поэтому данное нововведение и в Государственном докладе Роспотребнадзора за 2014 г. оценено как негативный фактор.