Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей признаются социально ориентированными некоммерческими организациями — субъектами Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Российское общественное движение потребителей зародилось в конце 1988 г., когда были учреждены первые общества потребителей в городах Ленинграде и Москве. На сегодняшний день можно назвать четыре наиболее крупных общественных объединения потребителей: Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ — более 90 членов); Объединение потребителей России (учреждено в 2009 г., насчитывает около 80 региональных организаций); Конфедерация обществ потребителей (КОНФОП), объединяет общественные организации потребителей в странах СНГ; Общероссийская общественная организация потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» (ФинПотребСоюз).

СПРФ считает важным свое участие в деятельности Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, Советов потребителей при естественных монополиях и крупнейших госкомпаниях, начавшееся в 2014 г., а также в работе Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между поставщиками и торговыми сетями, где его представители выступают в интересах потребителей-граждан.

Объединение потребителей России — открытая общественная организация, практикующая многоплановые формы работы, готовая к сотрудничеству со всеми, кто стремится сделать Россию сильной. Приоритетами Объединение потребителей России считает реформирование потребительского законодательства, расширение общественного контроля и формирование эффективной национальной системы защиты потребителей, а также механизмов разрешения споров, конфликтов и разногласий в потребительской сфере через примирительные процедуры (медиацию), участие в интеграционных евразийских процессах.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

  • участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
  • распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
  • участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).